|
ГОСТ 8161-75. Рельсы железнодорожные типа P65. Конструкция и размеры. (СТ СЭВ 1667-79) Railway rails type P65 Construction and dimensions.Взамен ГОСТ 8161-63 Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 18 июня 1975 г. HS 1573 срок введения установлен с 01.01.77 Проверен в 1985 г. Постановлением Госстандарта от 09.04.85 № 1019 срок действия продлен до 01.01.93 Несоблюдение стандарта преследуется по закону 1. Настоящий стандарт распространяется на закаленные и незакаленные железнодорожные рельсы типа P65 и устанавливает их конструкцию и размеры. Стандарт соответствует СТ СЭВ 1667-79 в частя конструктивного исполнения рельса и регламентирования способов сварки короткомерных рельсов (см. справочное приложение 2). 2. Конструкция и размеры поперечного сечения рельсов должны соответствовать указанным на черт. 1 или 1а, а расположение и размеры отверстий в шейке на концах рельсов — на черт. 2-7. Выполнение отверстий по черт.4-6 производится потребителем. По заказу потребителя рельсы могут быть изготовлены без отверстий в шейке и без закалки поверхности катания головки на одном пли обоях концах. По требованию потребителя допускается изменять размещение, число и диаметр отверстий на концах рельсов. 3. Предельные отклонения по выпуклости головки при измерении по оси симметрии поперечного профиля рельса должны быть ¦ 0.5 мм, а по равномерной выпуклости подошвы — 0.5 мм вогнутость подошвы рельса не допускается.
Пример условного обозначения железнодорожного рельса типа Р65 длиной 25 м в исполнении 1: Рельс 1 Р65-25 ГОСТ 8161-75 (СТ СЭВ, 1667-79). (Измененная редакция, Изм. №2). 4. Не допускается отклонение от симметричности профиля поперечного сечения рельса относительно его вертикальной оси: по подошве — более 1 мм и по головке — более 0,3 мм. Для конструкции (черт. 1a) отклонение от симметричности подошвы относительно головки не должно превышать 2,15 мм. 5. На кромках отверстий в шейке рельса должна быть снята фаска размером от 1 до 2 мм под углом около 45°. На объемнозакаленных рельсах снятие фаски по ГОСТ 18267-82. 6. Длина рельсов должна соответствовать указанной в таблице.
* Для поверхностно-закаленных по всей длине рельсов с нагрева токами высокой частоты допуски на длину должны устанавливаться одинаковыми с допусками для незакаленных рельсов. (Измененная редакция, Изм. № 2). 7. Допускается контактная или газопрессовая сварка рельсов длиной до 25 м из рельсов длиной не менее 6 м, изготовленных из стали одного способа выплавки. Количество кусков в свариваемом рельсе должно определяться по соглашению между изготовителем и потребителем. 8. Технические требования для незакаленных рельсов — по ГОСТ 24182-80, для объемнозакаленных рельсов — по ГОСТ 18267-82. 9. Соответствие конструкции и размеров поперечного сечения рельса требованиям настоящего стандарта, определяют шаблонами на расстоянии не более 200 мм от торца контролируемого рельса. Не допускается применение других приборов. Расположение болтовых отверстий по черт. 1 контролируют по клиновой части пазуха, а по черт. 1a — относительно подошвы рельса. (Измененная редакция, Изм. № 2). 10. Расчетные данные приведены в справочном приложении к настоящему стандарту. ПРИЛОЖЕНИЕ 1
|
Расчетные данные конструкции рельса
|
||
Параметры
|
Нормы для испытаний
|
|
Площадь поперечного сечения рельса, см2 |
1
|
2
|
Площадь поперечного сечения рельса, см2 |
82,65
|
82,79
|
Расстояние от центра тяжести, мм: | ||
до низа подошвы |
81,30
|
81.70
|
до верха головки |
98,70
|
98.30
|
Момент инерции относительно осей, см4 | ||
горизонтальной |
3540
|
3573
|
вертикальной |
564
|
572
|
Момент сопротивления, с.м3: | ||
по низу подошвы |
435
|
—
|
по верху головки |
358
|
—
|
по боковой грани подошвы |
75
|
76
|
Теоретическая масса 1 м рельса (при плотности стали 7830 кг/м3) |
64.72
|
64.98*
|
Распределение металла по площади поперечного сечения рельса %, от всей площади: | ||
в головке |
34,11
|
—
|
в шейке |
28,52
|
—
|
в подошве |
37,37
|
—
|
ГОСТ 8161-75
|
СТ СЭВ 1667-79
|
Исполнение 1 Способы сварки и число сварных стыков в сваренном рельсе | Исполнения 1, 2 Требование к сварке короткомерных рельсов исключено |
| |||
Верхнее строение железнодорожного пути.
|